Женский праздник Мокоши - Осенние Мокриды
В самом конце октября наступает большой славянский женский праздник Осеннее Макошье или Осенние Мокриды. Праздник символизирует связь с Женским началом - богиней Макошью, которая ткет свое покрывало судьбы для каждого человека. Этот женский праздник приходится на ближайшую пятницу к 1 ноября. Соответственно, в 2015 году Осенние Мокриды будут 30 октября. В старину Осенние Мокриды и Макошье, повященные женской богине плодородия и судьбы, отмечался всю неделю, на которую выпадала последняя пятница октября. Этот день считался Святым - Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны.
Во времена двоеверия на Руси - старой ведической веры и христианства - это время засыпания природы носило два названия: Осенние Мокриды и день Параскевы Пятницы, которая была покровительницей браков и целительницей болезней, особенно, происходящих от колдовства. Святая Парскева Пятница была особо чтима женщинами. Они посещали храм Параскевы Пятницы. Параскева Пятница имела молитву о замужестве. Параскева Пятница наложилась на праздник богини Макошь и совметила в себе ее обряды. Макошь - богиня древней славянской ведической традиции. Культурное наследие богини Макошь действительно огромно. Оберег Макошь в русских вышивках - это треугольник или ромб. Макошь и ее символ защищали женщину, сохраняя ее силу к продолжению рода.
Матерь Макошь была у славян Небесная Пряха, Владычица Судеб, Держательница Покутных (судьбоносных) Нитей всего сущего. Считалось, что каждый человек имеет свои нити судьбы, которые прядет ему Макошь. У женщин свои золотые нити, которые в этот день нужно было очищать и напонять своей женской энергией, чтобы они блестели и сверкали золотым светом. Для очищения женских нитей судьбы и женской доли соответственно, жрицы Макоши в Осенние Мокриды мыли и расчесывали Кудели Судеб — то есть распрямляли спутавшиеся нити женкой судьбы, а также предрекали будущее женщины.
Сначала Жрицы Макоши омывали кудель (очищенные волокна льна, конопли или шерсти, приготовленные для прядения) «молчальной» водой (набранной из источника в молчании). Затем символически расчесывали кудель специальным гребнями. Потом жрец или волхв три раза подряд спрашивал у них: «Что деете?» Они отвечали: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляли всех собравшихся, обходя стоящих кругом женщин по часовой стрелке и окропляя освященной водой, в которой омывали перед этим кудель. Окропляли, брызгая самой куделькой на всех, окуная ее в чашу с водой. Все в ответ кланялись и благодарили Макошь за Дары Её. После чего устраивали большой братчинный пир.
Прясть Нити Судьбы Макоши помогают две Богини-Помощницы: Доля и Недоля (или в других именах Жива и Живена, Мара и Морена). Согласно старинным Славянским сказам, спряденные ими чудесные Нити Судьбы образуют на общем Полотне Судеб дивные узоры. Это значит, что нити нашей судьбы сплетаются с нитями судьбы других людей, и таким образом в этих узора отношений с другими людьми мы проживаем нашу жизнь.
На Осенние Мокриды принято было приносить дары (в виде растительной пищи) Земле, Воде, Макоши и просить у них прощения за «всё, чем досадили» в этом завершающемся году. Чтобы на будущий год Земля и Вода помогли вырастить богатый Урожай.
Также в дни Макоши - Осенние Мокриды - принято было гадать. Для этого в чашу с заговоренной водой бросали небольшие дощечки с изображенными на них символами Макоши (чирами) в виде треугольников вершиной вниз, квадратов и ромбов, поставленных на угол (все это символы рождающего Женского Лона) и смотрели как легли эти чиры. По ним и предрекали свою женскую судьбу на ближайший год.
В эти дни также начинали мять и трепать лён, готовили его таким образом для пряжи. Все мастерицы - незамужние и замужние - выносили свой вытрепанный лён на показ, устраивая таким образом «льняные смотрины». У кого льняные нити были тоньше и мягче, та и была самой искусной в женских премудростях, что означало - такая женщина несла большое благо для своей семьи: для мужа и детей.
Народная традиция издревле приписывала Макоши (Параскеве Пятнице) особую власть над водой и источниками. На священное дерево, посвященное Великой Матери Макоши (большую березу, липу или старую рябину с толстым стволом) навязывали специальные наузы - узлы из нитей - с прошениями счастливой женкой доли и наговорами на это.
Не забывайте оценивать статью, если она Вам понравилась:
Отправить комментарий