Таро в литературе и литература о Таро
С древних времен все знаю, что к самым суеверным людям в мире можно отнести картежников. Ведь именно к карточным играм относятся наиболее фантастические вещи. Карты могут быть использованы для гадания, а их символы способны столетиями властвовать над людским воображением. Неудивительно, что во многих произведениях русских писателей девятнадцатого века поднимается тема карт, причем почти всегда им приписывали фатальные, магические особенности.
В значительной степени это след от влияния широко известного графа Калиостро. Этот персонаж успешно преодолел запреты Екатерины II, и даже будучи высланным из страны, оказывал сильное влияние на умы российского дворянства. Стоит отметить, что дворянство само способствовало приехавшему «волшебнику» своей доверчивостью. В посвященной теме карт и карточных игр работе Ю.М. Лотмана, знаменитого исследователя классической русской литературы, подчеркивалось, что вокруг карт происходил активный процесс формирования мифов. Впрочем, и в двадцатом веке с его триумфом просвещения осталось место восхищению при виде гадалки с волшебной колодой карт Таро. Да и трижды плюнуть на карты перед игрой многие не брезговали. В чем же причина формирования такой «магической» атмосферы, связанной с картами вообще и с колодой Таро в частности? Следует обратиться к историческим корням явления.
Как правило, посвященная Таро литература оперирует огромным количеством легенд. В соответствии с ними колоде приписывается происхождение столь древнее, что само упоминание об этом должно вызывать уважительное отношение у потомков. С точки зрения беспристрастного исследователя в истории карт Таро можно четко выделить два интервала: с мифическим наполнением и с достоверными фактами.
Корни мифического периода находятся едва ли не в первобытнообщинном строе: их относят ко времени Древнего Египта. Наиболее распространенная версия легенды гласит, что тайные знания древнеегипетских жрецов в свое время для сохранности и передачи потомкам были зашифрованы в специальные символы Таро, которые могли прочитать лишь посвященные. Сделанную из золота колоду, в которой было 78 пластин, поместили на хранение в Александрийскую библиотеку. Она чудом пережила пожар, уничтоживший книги. Другая версия гласит, что 78 картин Таро находились в подземных галереях храма в Египте, причем по ним происходило обучение неофитов тайным знаниям. Существует и другой вариант рассказа. Согласно нему, уничтожение Александрийской библиотеки предвидела группа мудрецов, поэтому они собрались в Фесе (город в Марокко) для обсуждения вопроса. Все они были родом из разных мест, общего языка общения не было. Для возможности все же провести обсуждение был создан универсальный символический язык, в котором использовались образы. Также рассказывается, что мудрецы хотели создать книгу, в которой была бы описана вся мировая мудрость. А чтобы обеспечить ее сохранность, она была сделана в виде игры, ведь уничтожение азартной игры является задачей более сложной, чем уничтожение любой книги. Существует иной вариант объяснения происхождения карт: они были изобретены аббатом, желающим через высшую мудрость побороть недуг французского короля, страдавшего от слабоумия. Иными словами, картинки должны были стать средством обучения, вроде того, что используется современными педагогами-дефектологами. Высказывались даже гипотезы, что карты Таро являются остатком культуры Атлантиды. Однако наиболее туманную версию изложила Е.П. Блаватская, посчитавшая Египет недостаточно древним и таинственным для того, чтобы в нем могли появиться карты Таро. По ее мнению, местом появления стала некая загадочная область с неопределенным расположением, ставившим в тупик как ученых-географов, так и теологов-христиан. Именно в этой области находится Kailasa, гора Меру и Parvati Pamir Брамана, извращенные греками в Папапамиз. Таковы мифические данные о Таро. Впрочем, и в сказках могут содержаться намеки, поэтому стоит попытаться найти зерно рационального знания в этой дикой смеси. Но прежде нужно рассмотреть историю игральных карт.
Игральные карты, как принято считать, существуют с 1120 года, когда на территории Китая распространилась игра с тонкими пластинками из слоновой кости, на которые были нанесены символические рисунки (словарь Чинг-Цзе-Тунга). А в Китае со второго века до н.э. велась торговля с Передней Азией, впоследствии и со странами Европы. Впрочем, и европейцы после первого крестового похода (1118 год) уже бывали в Африке и Азии. Естественно, что карты приглянулись европейцам. Документально их нахождение на территории Европы подтверждается указом 1367 года: в Берне запрещались игры в карты. В 1379 году итальянским живописцем Николо Кавелуццо упоминается в хронике родного города об игре наиб, которая «происходит от Сарацин» и распространена в Виттербо. Отмечается сильное сходство древних карт с современными образцами. Различия, по большей части, относятся к обозначению мастей. Древнейший вариант карточной игры на территории Италии носил названия Тарок, для карт было принято название «тароччи», что могло стать основой для названия Таро.
Первыми картами, сходными с современными Таро, были карты из колоды Висконти-Сфорца, относящиеся к 1428 году. Их автором стал Бонифацио Бембо, известный художник 15 века, приготовивший свадебный подарок для Франческо Сфорца и Бьянки Марии Висконти. Карты в колоде были без номеров или еврейских символов, не было на них и надписей или астрологической символики, которую можно найти на нынешних образцах. Спустя сорок лет отмечено появление колод с картинками классических богов, также на карты стали наносить символы из астрологии. Облик карт усложнялся, становясь все более похожим на современные колоды Таро.
Однако важно кое-что отметить в периоде истории Таро, который считается мифическим. Придется прибегнуть к помощи скудных документальных свидетельств, сохранившихся с этого времени. Несомненно, в первую очередь нужно обратить внимание на сами карты. Как известно, наиболее древние колоды, относящиеся к 15 веку, не содержат каких-либо изображений, которые можно было бы отнести к символике Древнего Египта. И хотя Кирхер (Kircher) в своем труде «Oedipus Aegiptiacus» (1652-1654 гг.) приводит образцы древнеегипетских карт, они едва ли могут быть приняты всерьез. Дело в том, что на тот момент вся доступная информация о Египте исчерпывалась дошедшими с античных времен источниками, зачастую недостоверными. Сама иероглифическая письменность была прочитана значительно позднее, в 19 веке. Версия об индийском происхождении Таро также вызывает сомнения: философия страны не совпадает с заложенной в смысле карт подоплекой. Е.П. Блаватская утверждает, что исходные Таро, содержащие весь символизм, можно найти лишь на относящихся к Вавилону цилиндрах, которые выставляются Британским музеем. Действительно, ряд древневавилонских легенд напоминает сюжеты Таро. Однако это можно объяснить тем, что христианская наука весьма сильно зависела от идеологии древних евреев и халдеев. Конечно, нельзя отрицать, что сходные черты в символах Таро и вавилонских изображениях имеются. Но записывать их в точные прототипы Таро, определенно, было бы слишком опрометчивым решением.
Таро широко применяет метод аллегорического рисунка, который является характерной чертой относящейся к Возрождению литературы по алхимии. В картах, кстати, заключены многие христианские образы и атрибуты. В относящейся к Старшему Аркану (II) Папессе можно узнать традиционную аллегорию истинной христианской церкви с монашеской рясой, короной, книгой и крестом. Карта Мир (Старший Аркан XXI) содержит изображение четырех евангелистов. Получается, что при всем многообразии восточных элементов, Таро можно считать продуктом средневековой Европы. Некоторое противоречие возникает с тем, что среди символов Таро нет образа Иисуса Христа. Однако и это можно объяснить, что будет сделано ниже.
Первым образцом, приблизившимся к Таро, является творение Раймонда Луллия, алхимика и философа, названное им «философской машиной». Описание ее можно найти в труде «Великое искусство», датируемом 1274 годом. Впрочем, непосредственно Таро при этом не упоминается, хотя автор являлся достаточно образованным человеком той эпохи и едва ли упустил бы подобное культурное явление. А уже начало 16 века (1500 год) ознаменовалось выходом рукописи «Sermines de Ludo cum Alis», содержащей описание карт Старшего Аркана, причем приводится современный вариант названия. Напрашивается гипотеза, что Таро изначально возникли в форме философского явления, примерно в конце 14 века. Но тут возникает вопрос, с какой целью осуществили подобное усложнение обычных игральных карт с применением символов из философии? Впору вспомнить, что на территории Европы иногда практиковалось педагогическое применение карт. Так, известны образцы с размещенными на них данными из географии, истории или с хронологическими фактами. Например, сочинение 1507 года «Chartiludium logicae» Томаса Мернера, бакалавра теологического факультета Кракова, содержит обучение логике с использованием разделения положений науки по мастям. Нетрудно провести аналогию с применяемыми современными студентами карточками, на которые записываются в сжатом виде формулировки и полезная информация для подготовки к экзамену. Так может быть, Таро были изначально лишь своеобразными «шпаргалками», в которых зашифровывались положения оккультной философии? Если так, что послужило появлению ореола таинственности и магии?
Самое время вспомнить о создавших Таро, и о том, какие цели могли при этом преследоваться. В качестве создателей в мифах называли и древнеегипетских жрецов, и восточных мудрецов, и европейского аббата. Все они объединены наличие некоторого недоступного посторонним знания, которое при опубликовании может принести вред создателю карт. Для средневековой Европы типичным представителем такого человека мог быть классический монах. Отсюда можно сделать вывод, что Таро изначально были созданы группой священнослужителей, которые могли разобраться в смысловой нагрузке нанесенных на карты символов. Можно также вспомнить, что именно среди монахов процветало увлечение алхимией, астрологией и другими мистическими науками. Стоит отметить, что в этот период большинство знаний черпалось из античных источников и источников юго-восточного направления: Африки и Азии. Логично проверить, у каких монашеских орденов была возможность побывать в этом регионе. Очевидно, что сюда можно отнести участвовавших в крестовых походах тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев. Больше всего внимания религиозным и философским проблемам из них уделяли тамплиеры. Возможно, что их увлечение восточной мудростью могло привести к зарождению в их рядах ереси, что и вызвало события 1307 года, когда Францией правил Филипп Красивый.
В 1307 году, 13 ноября, орден фактически прекратил свое существование, его руководителей осудили и отправили на костры. Что же до уцелевших рыцарей-храмовников, то они были вынуждены разбежаться по европейским странам. В течение практически четырех веков тамплиеров на территории Франции не жаловали и считали вне закона. Но так как оставшиеся последователи ордена следовали своей версии христианства, то они вполне могли использовать Таро в качестве своеобразной внутренней азбуки Храма. Тут стоит вспомнить, что Жак де Моле, великий магистр, проклял во время сожжения династию королей, уничтоживших орден. После того, как его проклятия стали сбываться, рыцари Храма окутал ореол мистики и колдовства. Это вполне могло послужить причиной, по которой Таро стали использоваться в практике гаданий.
Итак, обратимся вновь к самим картам. Может быть, в них можно найти свидетельства тамплиерской ереси? Оказывается, что это вполне реально.
Самым первым знаком является отсутствие Христа среди образов Таро. А ведь в христианскую эпоху это было ересью. Однако тамплиеров признали еретиками именно по причине того, что ими не признавалась Его божественность.
В то же время, Таро содержит образ Повешенного, фигурирующий в ряде тамплиерских записей. Его можно найти на карте XII Старшего Аркана. Тамплиеры утверждали, что крест, на котором был распят Христос, нельзя использовать для поклонения. Проводилась аналогия с виселицей, которой никто не станет поклоняться, если на ей повесят друга или родственника.
Третьим свидетельством является тот факт, что в картах Таро можно найти образ Сатаны (Бафомета) – он расположен на карте XV Старшего Аркана. Именно в поклонении Бафомету обвинялись тамплиеры.
Все это позволяет предположить, что в Таро была сокрыта тайная доктрина тамплиеров. В дальнейшем каким-то образом колода могла попасть в руки цыган, которые способны гадать практически на любом подвернувшемся предмете. Естественно, что ореол таинственности цыгане также могли создать. Впрочем, эту гипотезу можно считать столь же сомнительной, как и ряд других.
В восемнадцатом веке интерес к Таро возродился с новой силой. Примечательно, что на это же время приходится реставрация тамплиеров: их оправдали и позволили объединиться с масонами, в результате чего на свет появился Орден св. Андрея и Шотландского Чертополоха. К этому же периоду относится выпуск Сен-Мартеном, оккультистом из Франции, «Натуральной таблицы отношений, существующих между Богом, человеком и вселенной». В ней было 22 главы, посвященные картам Старшего Аркана. В то же время по миру странствовал Джузеппе Бальзамо, известный как Калиостро, который не только показывал фокусы, но и распространял небылицы про Таро. В Марселе карты на тот момент уже выпускаются в массовом порядке. В 1781 году некий масонский граф де Гибелин выпускает книгу, в которой Старшие Арканы связываются с образами из Книги Тота, которую называют тайной древнеегипетской рукописью. Можно даже подумать, что упомянутые «египетские» карты Кирхера, которые уже упоминались, задали единственный путь мышления для сторонников оккультных наук. Следующим в этом ключе высказался П. Христиан, выпустивший «Историю магии» в 1854 году. Книга, базирующаяся на египетской версии происхождения Таро, содержит описание ритуала посвящения в мистерии. Утверждается, что особой ролью отличались символические изображения, сходные со Старшими Арканами. Автор труда приводит в качестве источника ссылку на Ямвлиха (жил примерно в 250-330 годах н.э. в Греции), который в своем труде, посвященном египетским мистериям, толковал мантику в целом. Правда, конкретно Таро в труде не описывается. Упомянутые символические изображения Христиана могли быть просто выдуманы Ямвлихом, который зачастую придумывал фантастические небылицы, описывающие жизнь богов. По мнению Ямвлиха, подобные фантастические элементы обеспечивают более крепкую веру в богов (стоит заметить, что современная практика в какой-то мере подтверждает этот вывод).
В любом случае, аллегории Ямвлиха вполне могли быть использованы философами при создании Таро. Также к этому периоду относится усовершенствование карт Элифасом Леви, который добавил на них древнееврейские буквы в 1856 году. Таким образом, устанавливалась некая связь с Каббалой. Конец 19 века характеризуется и вниманием теософов к Таро, причем символам придавался фаллический оттенок смысла. Карты при этом обретали психологическую и универсальную подоплеку: любой, кто на них смотрел, мог увидеть наиболее интересующие предметы. Впрочем, универсальность карт стоит рассмотреть несколько более подробно. Для этого обратим внимание на примеры педагогического использования карт, зафиксированные в истории. Можно предположить с учетом этого, что мистический смысл в Таро был заложен для того, чтобы можно было использовать их для передачи основных положений метафизической философии. Дело в том, что для философии характерно представление бытия человека в виде ограниченного набора стандартных ситуаций, которые связываются между собой определенными закономерностями. Соответственно, подобная философская «азбука» могла использоваться в гадании как модель всех возможных жизненных ситуаций. Это же позволяет использовать карты Таро в психологической терапии, потребуется только выстроить соответствие с символами Таро. Универсальность символизма в картах Таро была отмечена Карлом Густавом Юнгом, который зафиксировал соответствие символики Таро и его собственной системы архетипов. Архетипом называется некая изначальная формула, в которой отражается коллективный опыт всего человечества за время существования социальной среды. Иными словами, в персонажах Таро заключены собирательные образы (их можно сравнить с мифологическими персонажами), имеющие общую значимость для психики человека. Отсюда вполне может следовать вывод о бессмысленности споров среди толкователей Таро о превосходстве каких-то отдельных значений, поскольку система является универсальной. Соответственно, допускается множественное толкование символов на многих уровнях, отличающихся для философов и предсказателей судеб.
В 20 веке процесс образование мистического ореола продолжился. Во многом это заслуга некого Жерара Энкосса, известного под именем Доктора Папюса. Этот человек стал автором трактата «Предсказательное Таро», в котором также содержалась книга Гермеса (Тота), трактующая 22 Старших Аркана. Приблизительно к тому же периоду относится сборник В. Шмакова «Великие Арканы Таро».
Стоит подробнее остановиться на образе Гермеса Трижды Величайшего или Тота. Его часто называют Гермесом Трисмегистом, а на его книги – ссылаются. Дел в том, что Гермес, известный под именами Тота, Меркурия и Набу, был покровителем письменности, искусства и тайных наук. В честь него было названо известное религиозно-философское учение герметизм, состоящее из сплава вавилонско-египетского мистицизма, иудео-христианского монотеизма и древнегреческой идеалистической философии. Однако подобное смешение философии и мифологии привело к тому, что Гермеса лишили божественного статуса, дабы обеспечить требуемое соблюдение положений единобожия. Взамен ему присвоили звание великого пророка, через которого действовал сам Вселенский Разум. Упоминаемую книгу Тота считали самой древней литературой. Кроме того, владеющий ей обладал беспредельным могуществом. Первое упоминание о книге можно найти в папирусе Туриса, который был опубликован после расшифровки в 1868 году, в Париже. Отдельные историки, анализировавшие египетские документы, приписывают книге Тота доегипетское происхождение. Впрочем, свидетельств тех, кто видел книгу, нет. У древних авторов, например, у Климента Александрийского, можно найти ссылки на 42 священных книги Тота, которые по легенде должны были содержать различные научные и мистические знания. Однако до нашего времени эти книги не сохранились, как и какие-либо документальные свидетельства очевидцев о них. Для имеющихся герметических книг характерно использование плохого греческого языка, а не перевод с египетского. Свидетельством этому являются встречающиеся случаи игры греческими словами. Египетское влияние заметно в ряде основных идей и именах богов. Стоит отметить, что выполненный Вл. Соловьевым обзор герметической литературы не содержит каких-либо упоминаний о Старших Арканах Таро. Кроме того, ни одна «Книга Тота» от упомянутых авторов-толкователей Таро не содержит ссылок на считающиеся надежными первоисточники. Соответственно, среди серьезных ученых подобные творения не считаются достоверными.
Продолжим историческое изучение. Карты все изменялись. К их изучению присоединились оккультисты ордена «Золотой Зари», во многом вдохновившие нацистское движение в Германии. Кроме того, они проводили аналогию между собой и орденом тамплиеров. Тема предсказания при помощи была интересна основателю общества Макрегору Мэтерсу. Другой руководитель ордена, Артур Эдвар Уэйт, написал книгу «Ключ к Таро» (вышла в 1908 году), а также в сотрудничестве с Памелой Колмен-Смит подготовил свой вариант колоды Таро. В ней для Младших Арканов использовались иллюстрации, что давало готовое толкование человеку, использующему колоду. В дальнейшем изучавшие Таро зачастую путались: использовалось толкование толкования, этакий пример «испорченного телефона». Впрочем, подобная беда встречается и у современных исследователей Таро.
Положительное впечатление на этом фоне производит «Новая модель Вселенной», книга П.Д. Успенского, русского оккультиста, последователя Гурджиева, вышедшая в 1914 году. В ней приводятся критические замечания относительно толкования Таро. По мнению автора, большинство хвалебных отзывов о Таро называют колоду универсальным средством, но никто не объясняет метод использования этого средства. Впрочем, подобная беда не обошла стороной и самого автора. В его труде описываются лишь галлюцинации, но не дается объяснений или конкретных советов.
Известно и о вкладе в Элистера Кроули, популярного мистификатора, в развитие Таро. Когда-то Кроули возглавлял английское отделение прогерманского «Ордена Тамплиеров Востока». Им также была написана своя версия «Книги Тота», сопровождавшаяся подходящей версией колоды Таро.
Не забывайте оценивать статью, если она Вам понравилась:
Отправить комментарий