Приметы и обряды, связанные с родами и беременностью
Беременной женщине издревле всегда уделялось особое внимание, ее всячески старались оберегать, исполняли все ее потребности и желания в пище. Существовала примета, что если беременная женщина отведает плодов с дерева, то оно будет всегда приносить обильный урожай. Беременную женщину неохотно приглашали в гости, потому что согласно поверью она могла заразить людей какой-нибудь болезнью, самой же ей не следовало посещать чужие семьи. Ее нельзя было приглашать стать крестной матерью, считалось, что за этим последует смерть крестника.
В период беременности женщина не должна была работать по православным праздникам, так как это могло отразиться на состоянии здоровья ребенка. Беременной нельзя было присутствовать на похоронах и ходить на кладбище. Беременность женщины обычно скрывалась от окружающих, насколько это было возможно, о ней старались не говорить вслух. Примета гласила, что, чем меньше людей про нее знают, тем легче роды.
Одежда мужа и беременной женщины должна быть без узлов – роды будут легкими и ребенок не запутается в пуповине. В этих же целях в доме будущей матери открывали все замки, нельзя было заплетать косы, двери держали открытыми. Кроме того, существовал обряд, согласно которому, чтобы роды были легкими, роженица трижды обходила стол, отведывала соль на углах стола и проговаривала специально подобранные для этого случая слова.
Считалось, что беременная и только что родившая женщина нечистая, потому она дома не рожала, а только в подсобных помещениях. Существовали приметы, по которым предсказывали будущий пол ребенка. Так, если отец ребенка находил кнут на дороге или ребенок выбирал на столе из разложенных вещей предмет, принадлежащий мужчине, то ждали мальчика. Без услуг повитухи не обходилась ни одна семья. Обычно она проводила у роженицы с ребенком до трех дней, помогала роженице с ребенком, купала обоих, заваривала и поила настоями лекарственных растений. Повивальная бабка помогала роженице оправиться после родов, а младенца заговаривала на долгую и счастливую жизнь. Ей также предписывалось следить за тем, чтобы кто-нибудь ненароком не сглазил ребенка, потому роженица с ребенком продолжали жить не в доме. Ведь ребенок до крещения считался беззащитным перед дурным глазом.
Если все-таки ребенок рождался болезненным, то повивальная бабка сама проводила омовение и крещение ребенка, чтобы ребенок не умер некрещеным. Если он оставался жив, то священник крестил ребенка в церкви. Повивальная бабка ни в коем случае не могла отказаться прийти к роженице, это считалось смертельным грехом. За это полагалась божья кара. Когда роженица оправлялась от родов, то производился обряд очищения всех тех, кто принимал участие в родах. Для этих целей зажигали свечи, молились и специальным настоем воды умывались все присутствующие и ополаскивали ребенка. Повивальной бабке преподносили подарок. Она приходила вновь в эту семью на сороковой день после рождения ребенка, чтобы подпоясать его и очистить молитвой. Этот пояс считался оберегом, знаком здоровья и долголетия. Эта примета до сих пор существует. Только на сороковой день роженица с ребенком могли войти в церковь.
Не забывайте оценивать статью, если она Вам понравилась:
Отправить комментарий