Как создавалась колода Тота Кроули
Колоду Таро Тота, сделанной английским магом и мистиком Алистером Кроули вместе с художницей Фридой Харрис, предпочитают многие тарологи-профессионалы, любители и коллекционеры всего мира. Согласно информации, предоставленной Американской ассоциации Таро, колода Тота среди профи тарологов по популярности занимает 2-ое место после карт Таро Райдера-Уэйта. В ней сочетаются чарующая, странная красота и исключительная эффективность. И она является одной из самых сильных «рабочих» колод, которые существуют на сегодняшний день.
О творчестве и жизни Алистера Кроули много известно (хоть иногда и трудно отделить настоящие факты от многочисленных сплетен и домыслов, которые окружают его личность до сих пор), потому ограничимся только короткими биографическими сведениями, имеющими прямое отношение к предыстории и истории сотворения Таро Тота. Кроули в с 1898 по 1900 года был членом Герметического ордена Золотой Зари, его учение и структура на него оказали большое воздействие и почти во всём определили его последующую самостоятельную работу. Посвященный Золотой Зари пятой степени должен был сделать свою колоду Таро согласно образцу, который предоставлял орден. Прототипом служила колода, которую сделал глава ордена - С.Л. Макгрегор Мазерс, а помогала ему его супруга - художница Мойна Мазерс. Кроули, получив степень Младшего Адепта, скорее всего, делал это задание и был глубоко погружён в образную систему колоды ордена. Потом эта система и послужила образцом для колоды Тота, в то время как и смысл арканов, образный ряд, и, частично, даже структура колоды были изменены.
Фрида Харрис, соавтор колоды Тота, не так известна, как Алистер Кроули, и информации о её личности и жизни сохранилось существенно меньше. Леди Фрида - британская художница, мистик и оккультист, была супругой баронета Перси Харриса, который был главным организатором либеральной партии в английском парламенте. Фрида Харрис была в обществе со-масонов (это тайная организация, по структуре и деятельности схожая с масонскими братствами, но которая допускала в свои ряды женщин). Она для данной организации сделала чертёжные доски - символические картинки, которые использовали в обрядах.
В июне 1937 года с Кроули Фриду Харрис познакомил известный писатель и журналист Клиффорд Бакс, приятель Кроули, который в то время по его просьбе искал художника для издания исправленной колоды карт Таро. Сначала Бакс хотел Кроули представить других художников - Лесли Бланш и Мьюма Стюарта - но они не пришли на встречу, и тогда он пригласил Фриду Харрис, с которой был знаком в масонских кругах. Он использовал посредничество Греты Валентайн, которая также являлась художницей и общественным деятелем, посещавшей антропософскую школу. Она и Фрида Харрис были подругами, а также она была возлюбленной Кроули. Именно она познакомила друг с другом будущих партнёров в создании колоды Тота, и в её доме, находящемся в Лондоне на Гайд-парк-Крескент впоследствии они работали над данным проектом.
Мысль о создании новой колоды пришла не к Кроули, а к Фриде Харрис. Она побудила Кроули переработать классические образы Таро и написать книгу о них, которую пообещала снабдить надлежащими иллюстрациями. Сначала Кроули не соглашался: в его планы входило только избрать «наилучшую колоду из уже имеющихся» и перерисовать её с кое-какими отдельными поправками в изобразительной символике. На это, как он считал, уйдёт месяца три. Но Харрис настаивала на своём, требуя полностью переработать ту систему, и сделала Кроули такое предложение, от которого он не мог отказаться, так как в то время испытывал финансовые проблемы: она будет ему каждую неделю выплачивать два фунта стерлингов, а за это он будет учить её магии.
В итоге леди Харрис стала официально учиться у Кроули. В мае 1938 года она прошла обряд посвящения в O.T.O. и получила магическое имя «Сестра TZBA». У этого древнееврейского слова есть несколько значений: «деятельный», «усердный, ревностный» а также «сонмы, воинства». И правда, Фрида Харрис в процессе работы над системой Таро проявила настоящий энтузиазм и усердие.
Колоду Тота художница создавала с 1938 года по 1943 год: столько времени она потратила, чтоб сделать по указаниям Кроули 78 акварельных полотен, которые потом воспроизвели в виде карт Таро.
Во время работы над колодой карт, Фрида Харрис сразу постигала азы магии и системы Таро: в этой сфере она была начинающим, невзирая на большую осведомленность в эзотерике и ритуальной практике. Сначала она исследовала классические образы Таро, а также описания Таро Золотой Зари, которые опубликовал журнал Кроули «Эквинокс». Потом она разрабатывала арканы согласно указаниям Кроули, не совсем понятным, противоречивым и часто менявшимся. Есть свидетельства, согласно которым утверждается, что леди Харрис настолько глубоко погрузилась в тему, что в её жизни стали воплощаться идеи арканов, над которыми она в тот период работала (например, во время создания Девятки и Восьмёрки Мечей ее преследовали различные неприятности и проблемы).
В 1937 г. Фрида Харрис увлеклась антропософией, и благодаря этому она стала интересоваться трудами Рудольфа Штайнера, которые повлияли на её художественный стиль. В её творчестве сочетались магическая глубина и особая художественная техника, которая основывалась на идеях проективной геометрии: единство времени и пространства и сущностное тождество бесконечного пространства и центральной точки. Данные идеи отыскали видимое выражение в колоде Тота: специально включая в иллюстрации арканов схемы проективной геометрии, художницей преображалось зрительное восприятие пространства и, таким образом, создавалась принципиально новая среда, в которой предельно близкое и нескончаемо далёкое не отличаются друг от друга.
Немного известно и о личных отношениях между авторами колоды Тота. Во время работы над Тота им было за шестьдесят. К тому времени у Кроули были серьёзные проблемы со здоровьем, а у леди Харрис была очень активная общественная жизнь, в которой не находилось места для бурных романов, так что их сотрудничество, вопреки определённым догадкам, не обременялось любовными отношениями. Но всё говорит о том, что Алистера Кроули и Фриду Харрис связывали искренние и крепкие дружеские отношения, которые были испытаны временем, несмотря на то, что они омрачались периодическими размолвками. Довольно серьёзные разногласия появились, к примеру, из-за вопроса о правах собственности на колоду карт Тота, когда Кроули объявил, что она на две трети принадлежит ему, и нанял адвокатов, чтобы защитить данные требования. Но все разногласия разрешались мирным путём, а из писем, которые сохранились, видно, что Фрида Харрис к Кроули питала сострадание и неизменную приязнь. Она пишет, что не нужно, чтобы он говорил ей «полюбите меня хотя бы немного». Он - её друг, а когда её друзья бывают с ней невежливы, она этого не запоминает. Чтобы ни произошло, друзья остаются средоточием, узловой точкой, стержнем, благодаря которому происходит всё самое лучшее, что есть в её жизни. В 1947 году в декабре Фрида Харрис пришла к Кроули, который был на смертном одре (он уже находился при смерти и её не узнавал). Она входила в число исполнителей его завещания; и была одной из тех немногих, которые пришли на его похороны; она организовала пышные поминки по нему, а через одиннадцать лет, в 1958 году в одном из писем всё ещё о нём вспоминала с теплом и нежностью.
Со своей стороны Кроули её творчество очень высоко ценил и говорил о нём с большим восхищением. Хоть он и был скупым на похвалы, однако говорит, что она вложила всю свою гениальность в данную Работу. Она очень быстро вошла в ритм и с сильным терпением принимала абсолютно все указания своего надсмотрщика-фаната, очень часто одну и ту же карту переделывала по восемь раз, пока она точно не соответствовала его ванадиевому эталону! Пускай же та страсть, которая была вложена ею в эту сокровищницу Красоты и Истины, выливается из Силы и Великолепия её труда, тем самым, озаряя мир; пускай это Таро будет служить картой отважным мореплавателям Нового Эона, что их проведёт через Великий Океан Понимания к Городу Пирамид!
Следует сказать, что «указания надсмотрщика» касались не только содержательной, но и чисто художественной стороны работы. Например, в письме в ответ на беспокойство Фриды Харрис, которое было связано с картой «Исправление» (аналог карты «Правосудия» в картах Таро Тота), и её страх, связанный с прорисовкой лиц, Кроули написал, что данная боязнь лиц является отвратительным проявлением трусости. Это же природный инстинкт - выражение лица ассоциировать с различными нравственными идеями, а её задача заключается в иллюстрировании конкретно нравственных идей, или, точнее сказать, идей магических. В это карте это не очень важно, потому что по традиции Правосудие является слепым; однако, если посмотреть с другой стороны, то скрытое лицо - это обман, что противоречит смыслу данной карты; только прихвостни фемгерихта или инквизиции совершали своё «правосудие» под капюшонами. Беспристрастие является красивой идеей, но она с ней недалеко уйдёт, если будет допускать, что её может олицетворять какой-то демон тьмы.
Во время работы над проектом Фрида Харрис всегда выплачивала Кроули жалование, которое ему обещала. Помимо этого, она использовала свои публичные связи для того, чтобы финансово обеспечить выставки готовых акварелей, выпуск каталогов и, в конце концов, издания самих карт Тота. Выставки полотен с изображениями будущих карт Таро были проведены три раза: в 1941 году в июне - в оксфордском отеле «Рэндольф», в 1942 году в июле в галерее Беркли (Лондон), а также в августе этого же года - в здании, принадлежащем Королевскому обществу художников-акварелистов (Лондон). К выставкам выпустили 2 статьи, входившие в программу: к оксфордской выставке - заметки Кроули, касающихся Таро, которые были подвергнуты некой переработке; к выставке, проходившей в Беркли - статью, которую написал друг Харрис Роберт Сесил. Фрида настояла, чтобы Кроули на выставках не находился и его имя не упоминалось в программных статьях, иначе скандала было не избежать.
Кроули в 1944 году опубликовал одну из основных своих работ под названием «Книга Тота». Он её задумал в качестве «руководства для начинающих» по системе Таро в общем и колоде карт Тота в частности. Однако на самом деле данная книга слишком сложная и может отпугнуть многих новичков. О том, как она непроста и далека от «простого пособия», можно понять хотя бы из письма Фриды Харрис, которое она написала Кроули в 1939 году. В нём она говорит, что если б они были написаны на санскрите, то начинающим было бы легче, и у любого человека от их чтения ум за разум зайдёт. Потому благоразумные люди от них отщипывают по небольшому кусочку, сколько сумеют переварить, ну и то только временами, когда позволит самочувствие. По «Книге Тота» научиться гадать на картах Таро либо быстро изучить колоду Кроули нереально, но для многих серьёзных исследователей оккультной философии она является настольной книгой и фактически неиссякаемым источником новых откровений. Несмотря на всё это, она требует долгого и глубокого исследования, для которого нужны будут довольно обширные познания в алхимии, каббале, эзотерической философии, и других оккультных науках, а ещё необходимо знать остальные труды Кроули, на базе которых росло и складывалось его учение, посвящённое Таро.
Изобретение колоды Таро Тота - это венец магической карьеры Кроули. В своём письме граверу Пирсону, который начинал работать над пробным изданием карт, он чётко даёт понять, на сколько принципиальное значение придавалось собственному «Деланию Таро». Кроули пишет, что для него данное Делание Таро является Энциклопедией серьёзной «оккультной» философии. Это традиционное Справочное Руководство, благодаря которому будет определяться весь процесс развития мистической и магической мысли в течение следующих 2000 лет. Единственной его заботой является ограждение его от угрозы уничтожения, а чтобы этого не произошло, нужно воспроизвести, а затем размножить его в обычной форме и широко распространить. Денежной выгоды он не искал; если б у него был капитал в этой стране, то он бы сам разослал по государственным библиотекам двести экземпляров во все части света и 200 - его главным представителям.
Существовали такие слухи, что Кроули на колоде Тота разбогател, а Фрида Харрис осталась ни с чем. На самом же деле, ни Харрис, ни Кроули не дожили до того момента, когда их детище начало приносить свои плоды в виде доходов. Более того, они так и не увидели свой проект в виде колоды карт Таро. В 1944 году выпустили только около двухсот пробных экземпляров, которые были отпечатаны не с акварельных полотен, а по фотокопиям с рисунков к «Книге Тота», и было использовано всего лишь в два цвета: на «рубашке» была использована красная краска, а на лицевой стороне карт - синяя. Карты данного тиража, которые также известны как «Одноцветное Таро Святого Грааля», сейчас стали коллекционной редкостью.
Первое издание колоды Тота со всеми необходимыми оттенками цветов выполнила в 1969 году компания под названием «Samuel Weiser». Но печать и тут была некачественной, как и, впрочем, в тираже, который был выпущен после этого в скором времени компанией, имеющей название «Llewellyn».
Компания «U.S. Games Systems» в 1977 году переиздала колоду на базе новых фотокопий с акварельных полотен, а с 1983 года по 1987 год в свет вышло ещё два усовершенствованных издания (в фиолетовой и зелёной коробках).
В те же восьмидесятые годы швейцарская компания «A.G. Muller» выпустила три издания колоды карт Тота (в синей коробке). После этого выходило большое количество переизданий в различных странах.
Сейчас часто переиздают две основные версии колоды карт Тота (они различаются только лишь языком надписей и размером карт): версия «U.S. Games Systems» - с приглушёнными цветами и зелёной каймой и швейцарская версия Таро Тота, созданная по образцу первых изданий «A.G. Muller» - с более яркими цветами и серой каймой. Помимо этого, компанией «U.S. Games System» был издан специальный выпуск «швейцарского Таро», в котором три разных варианта «Мага» - «египетский», «индийский» и «греческий» (из этих 3-х предложенных Харрис вариантов, Кроули выбрал в своё время «греческого» «Мага», который и преобладает во всех стандартных изданиях).
Не забывайте оценивать статью, если она Вам понравилась:
Отправить комментарий